Форум » Группа № 10 "Теремок" » Занимаемся с детьми дома » Ответить

Занимаемся с детьми дома

Татьяна: Блоки Дьенеша и палочки Кюизинера Рано или поздно, но все родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка читать и считать. Кому-то пора в школу, а в садике не научили, какой-то малыш заинтересовался сам и требуется мамина или папина помощь, а некоторые родители, не теряя времени даром, начинают заниматься со своим ребенокм с самого нежного возраста. Самое первое, с чего, как правило, начинают родители, обучая ребенка счету, это просто ставят задачу запомнить цифры и научиться считать от одного до десяти. Малыши обычно легко с этим справляются, особенно если занятия проводятся в игровой форме или, по крайней мере, не навязчиво, «по пути». Это может быть традиционный ежеутренний подсчет ступенек в детском саду или приятная необходимость выбрать в магазине десять разных конфет. В ход идут детские обучающие книги, веселые арифметические стишки и прочее-прочее. Однако, запомнив цифры и даже научившись считать до десяти, часто не приходит осознания не только «количества», но и других простых математических понятий. Чтобы связать одно с другим, необходим особый подход. Многочисленные современные детские развивающие пособия – отличные помощники в этом деле. Один из самых удачных вариантов – методики Дьенеша и Кюизенера. Они помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия, как «больше-меньше», «на сколько больше-меньше», «длиннее-короче», а также множество других абстрактных понятий. Последние обычно очень тяжело даются и малышу, и его родителям. Ну как объяснить ребенку, что означает «каждый» или «какой-нибудь»? А уж «левое» и «правое» после многочисленных попыток объяснить ребенку, мама и сама начинает путать (особенно стоя перед зеркалом). В чем же заключается методика Дьенеша и Кюизенера? Начнем с самих пособий. Цветные палочки Кюизенера включают набор из пластмассовых призмочек-палочек разной длины и цвета. Единице, например, соответствует кубик с длиной стороны один сантиметр, десяти – призма-параллелепипед длиной в десять сантиметров. Все палочки разноцветные, но окрашены не беспорядочно, а по условным классам. Например, палочки с длиной, кратной двум, красные, кратные трем – синие. Играя с таким набором, ребенок запоминает числа, основываясь и на подсчете (количество палочек), и на размере (длина палочки), и на цвете, в результате процесс идет быстрее и эффективнее. Еще один нюанс – ребенок начинает после занятий легко ориентироваться в дробях. Привычный способ запоминания количества (подсчет точек, яблок, счетных палочек) приучает к дискретности числового мира и привыкнуть потом к тому, что один – это две половинки, или четыре четверти сложно. На палочках Кюизенера это объясняется легко и доступно. Трудности в проведении игровых занятий по этим пособиям облегчаются наличием специальных альбомов с яркими рисунками. Изображения выполнены таким образом, чтобы ребенок мог выкладывать по ним своеобразную мозаику из палочек, в итоге получается объемная картинка. В дополнении ко всему, их еще можно рисовать на сетке, раскрашивая сектора цветными карандашами. После такого полноценного урока, все основные математические понятия становятся ребенку простыми и ясными. Возраст, для которого рекомендуется использовать палочки Кюизенера, три года и старше. Даже школьники, неважно ориентирующиеся в математике, с удовольствием и пользой занимаются с палочками, но альбомы к ним подбираются уже посложнее. На практике, уже в возрасте одного года малыши с интересом занимаются набором, тем более, что в палочках сделаны отверстия, дуя в которые можно свистеть. Эта особенность приводит малышей в восторг и подогревает их интерес к занятиям. Играя с еще совсем маленькими ребятишками, необязательно сразу начинать с палочек, тем более что задача научить ориентироваться в числах и даже дробях двухлетнего ребенка может многих взрослых насторожить: «Этому же в школе учат!». Для такого случая идеально подойдут блоки Дьенеша, в частности их серия «Для самых маленьких». Она включает наборы из картинок и геометрических фигур. Яркие картинки изображают простые объекты, включающие элементарные геометрические фигуры – цветок из кругов, кораблик из квадратов, прямоугольников и треугольников, дом из квадратов и треугольников». В наборе с картинками идут те же, но объемные фигурки, совпадающие по цвету с изображенными на картинке. Ребенок вместе с мамой или папой (а позже и самостоятельно) выкладывает нужные фигурки на рисунок, делая его объемным. Для деток постарше, после того, как они научаться различать основные фигуры, подойдет пособие, включающее логические блоки Дьенеша. Их в наборе сорок восемь – блоки в виде фигур всех основных геометрических форм, но разного цвета, размера и толщины, причем такие, что каждая фигурка уникальна, без повторов. Игровые задания для занятий с блоками основаны на разделении по свойствам. Кроме того, из блоков можно составлять сложные геометрические фигуры, это поможет ребенку понять, что звезда, например, включает треугольники, а прямоугольник можно составить из двух квадратов. К блокам Дьенеша, как и к палочкам Кюизенера предлагаются альбомы для игр-занятий с аналогичным принципом. Независимо от возраста ребенка, проводя занятия, нужно ориентироваться только на малыша. Если игра с альбомом неинтересна, не нужно настаивать, многие ребятишки с удовольствием сами раскладывают палочки, сортируют их по разным признакам. Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера, недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «забора Кюизенера» из палочек. Идеальный вариант, с которого нужно, по меньшей мере, начать – поиграть вместе с малышом, причем не как учителю с учеником, а на равных. Когда ребенок усвоит направление игр, он и самостоятельно с удовольствием будет заниматься блоками, а позднее и палочками, родителям останется лишь предлагать новые варианты занятий.

Ответов - 2

Юлия Викторовна: Татьяна Витальевна, спасибо большое за рекомендацию, очень нужные игры! Вы не могли бы посоветовать словесные задания для Блоков Дьенеша? А то мы приобрели сам набор, а альбома к нему нет - посоветуйте, как играть? Спасибо!

Татьяна: Цвет. Ознакомление с цветом проводится по двум направлениям: выделение данного параметра (цвета) и умения обобщить предметы по данному признаку. 1)Выделение признака цвета происходит способом узнавания и называния предметов основных цветов (красный, желтый, синий). «Это синий круг. Покажи синий круг. Найди такие же фигурки». С этой целью используются следующие дидактические игры: «Найди такой же» «Заселим домики»; «Найди домик»; и т.п. Особо надо отметить, в данном случае, что подобные игры с детьми младшего дошкольного возраста проводятся в разных видах деятельности и с различными предметами. Используются атрибуты сюжетно-ролевых игр (костюмы ряженья основных цветов, посуда, подобранная по цветам), дидактические игры для ознакомления с цветом («одень медведей»; «подбери бантик к платью» и т. п.), на занятиях по изобразительной деятельности и по математике (ознакомление с цветом). Это необходимо для того, чтобы цвет для ребенка воспринимался отдельно от предмета и не связывался с каким-то конкретным объектом (предметом), т. е. абстрактно, но после подготовительных упражнений и параллельно для закрепления и систематизации используются блоки Дьенеша. 2) Для развития умения обобщения признака используется составление множеств по признаку цвета, т. е. операция классификации. Для этой сложной операции ребенку необходимо выделить в группе предметов лишь те, которые при сравнении, имеют общий признак (в данном случае, цвет). Эта операция способствует развитию памяти (надо вспомнить, как называется) и активизирует мышление (найти такой же по цвету, сравнить, установить общий признак). Величина. Это понятие не имеет абсолютной формы, она может быть установлена лишь в сравнении. «Эта фигура – больше (меньше). Эта фигура – тоньше (толще)». На этом сравнительном анализе и основаны игры с использованием Блоков Дьенеша для изучения понятия величины. «Посмотри, это маленький треугольник. Дай мне, пожалуйста, большой треугольник». Малыш зрительно анализирует и сравнивает, он, для начала, может взять и наложить блоки один на другом для установления относительной величины; а в дальнейшем сделать это лишь зрительно соотнося предметы. Детям младшего дошкольного возраста можно предложить раскладывать фигуры в разные емкости в соответствии с размером (например: большие предметы на большие тарелки, а маленькие – на маленькие). Для детей постарше я придумала игру «Волшебный сундучок», открыть который ребенок сможет лишь, если подберет «ключик». На крышках сундучков находятся символы – «замочки» с обозначением величины: большой и маленький, тонкий – толстый. Сопоставив, ребенок найдет соответствующий предмет (блок) – большой или маленький. Итак, ребенок анализирует модель и сопоставляет с соответствующим реальным предметом, усваивает понятие величина. Итак, усваивая понятие «величина» ребенок: 1. На основе зрительного сравнения устанавливает относительное свойство предмета – его величину. 2. Систематизирует предметы по величине. «У меня в домике «живут» только маленькие фигурки, а у тебя будут только большие. У меня маленький красный круг, а у тебя...» (пусть ребенок договаривает: «большой красный круг» и т. д.). Форма. Ребенку младшего дошкольного возраста проще «разобраться» в плоскостных геометрических фигурах, нежели в объемных. Так как плоскостные фигуры более обобщают понятие «геометрическая фигура» (т.е. мы можем назвать лишь одно свойство – это круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). Поворачивая фигуру «боком» (вертикальный разрез) малыш потеряет первоначально видимый фронтально треугольник. Для устранения возможных ошибок я предлагаю после закрепления плоскостных геометрических фигур, взять один из блоков и, сделав ее проекцию доказать, что это и есть объемная фигура соответствующей плоскостной. Это упражнение всем известно – «обводка контура». Таким образом, игры с использованием Блоков Дьенеша помогают: 1. Закрепить узнавание и называние основных геометричес-ких форм. 2. Систематизировать предметы (блоки) по признаку гео-метрической формы, например, дидактическая игра: «Собери бусы» 3. Устанавливать связи между предметом и его проекцией (осмысливание такого рода связи, возможно, разумеется, лишь в старшем возрасте, но подготовительная работа в занимательной форме должна стать одним из факторов развития умственной деятельности).



полная версия страницы