Форум » Советы детского психолога » О друзьях наших меньших » Ответить

О друзьях наших меньших

Татьяна: какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме кошечку или собачку. Но не всегда это возможно – не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия. А давайте посмотрим, что в психо-эмоциональном развитии ребенка значат животные. Человек – часть природы, владеющая разумом. Люди вышли из животного царства и вынуждены достигать гармоний с миром совершенно иными, чем животные, способами. Однако человек с древнейших времен использовал «инстинктивную адаптацию» животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя их шкуры, нося амулеты с их изображением. Животные, таким образом, всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить. Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок предоставляет животному полную равноценность (вспомните «Рисунок семьи», где собака – полноправный и значимый ее член), в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому. Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними («Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой Дружок?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления. Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение. Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, – зависимости, преданности, открытости, простоты; волк – угрозы для жизни; баран символизирует силу, плодородие, упорство, упрямство, отцовство; лошадь – дружескую помощь и трудолюбие; птица – символ связи с духовным райским миром, символом надежды и свободного взлета, рыба – мудрость и спокойствие. Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле. Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика – это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения. Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью. В отличие от статичной игрушки, животное бегает, дышит, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Поэтому, решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности. Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

Ответов - 1

Татьяна: Вы уверены, что не хотите иметь дома никаких зверей? А ваш ребенок имеет на этот счет другое мнение, и с ним нужно считаться. Попробуйте понять, может, то, что вы принимаете за каприз, на самом деле - заветная мечта вашего ребенка. Понаблюдайте за своим малышом, много ли у него друзей, во что он любит играть. Необщительному, замкнутому ребенку четвероногий друг необходим более чем кому-либо другому. Ведь общение с животными нужно не только для игр, но и для поддержания эмоционального равновесия. Ответственность за живых существ воспитывает в детях такие качества, как доброта, открытость, позитивное отношение к миру. Если вы не готовы завести собаку или кошку, может, вам стоит пойти на компромисс и подарить ему хомячка, птичку, морскую свинку или черепаху. Нужно уметь правдиво объяснить ребенку, почему вы сейчас не можете завести домашнее животное. Например, во время отпуска вы всегда уезжаете из дома, с кем тогда оставлять животное? Или вы целый день на работе, ребенок в детском саду, а каково щеночку или котеночку быть целый день дома одному? Кто будет гулять с собакой? Конечно, в ответ на этот вопрос ребенок станет обещать, что сам будет ухаживать за животным. К сожалению, это не так. Даже подростки могут забывать про своих питомцев, целиком перекладывая заботу о них на родителей. И все же не стоит запрещать ребенку в категоричной форме: «нет и все», необходимо каждый раз терпеливо объяснять ему почему. Что делать, если ребенок принес в дом собачку самостоятельно? Ни в коем случае не выбрасывайте животное на глазах у ребенка! Такие сцены навсегда остаются в памяти и могут привести к нежелательным последствиям. Сдержитесь и не ругайте ребенка, потому что проявить жалость - не плохой поступок. Многие семьи именно таким способом обзаводятся домашними любимцами. Но если вы твердо решили не оставлять собаку в доме, расскажите ребенку, как вы поступите с ней. Постарайтесь выяснить все про приюты для собак и пристроить собаку таким образом. И опять же объясните ребенку, почему вы не можете оставить собаку у себя. Помните: как вы ведете себя в таких ситуациях, так и ребенок будет себя вести по отношению не только к животным, но и к людям. Если же вы все-таки, к величайшей радости вашего ребенка, решились завести собаку, заводите и радуйтесь вместе с ним. Вот и у вас в доме появился прелестный щенок! Сразу объясните ребенку правила обращения с собаками: - Не нужно дергать своего любимца за уши, хвост, лапы и т.д. Ему это может не понравиться. В лучшем случае он зарычит, а в худшем укусит. - Никогда не смотрите собаке прямо в глаза. Она воспринимает это как вызов. - Не трогайте собаку, когда она ест. Это для нее одно из самых важных дел в жизни. - Нельзя дуть в морду собаке. Это может быть воспринято как знак превосходства.



полная версия страницы