Форум » Физкультура и спорт для детей » Рубрика"Наши ножки ходидили по дорожке" » Ответить

Рубрика"Наши ножки ходидили по дорожке"

Angelusha: Уважаемые родители!!!В этой рубрике будут освещаться вопросы связанные с формированием детской стопы, массаж, подбором обуви, профилактикой плоскостопия, забота о гигиене и закаливании стоп, также рекомендации для детей с заболеванием х образных ног и прочие заболевания.Будут представлены материалы для домашней гимнастики, примеры разных видов ковриков для профилактики плоскостопия, комплексы упражнений гимнастики и интересных игр для всей семьи. Если у вас есть вопросы или у вас есть пожелания более подробно ознакомится с приведенными выше темами пишите, я с удовольствие отвечу на все вопросы.

Ответов - 23, стр: 1 2 All

Мария: Просто здорово ,что появилась такая рубрика!) У сына вальгусная стопа ,а у дочери плоскостопие,не всегда есть возможность бежать в поликлинику на консультацию,да и не все врачи и физиотерапевты готовы отвечать на наши вопросы. Обязательно буду пользоваться форумом!:)

Александра: Согласна,тема интересная и очень полезная!Хотелось бы побольше узнать о домашней гимнастике и правильному подбору обуви.

семицветик: Конечно, бодрящая гимнастика после дневного сна очень важна: помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус! Ходьба по массажным дорожкам - один из вариантов бодрящей гимнастики. Хочу предоставить вашему вниманию один из простых в изготовлении массажных ковриков, но очень полюбившийся детям 5 группы!


kondrashuly: Буду рада получить дельные советы по правильному подбору обуви. Сразу есть вопрос, можно ли использовать для масса стопы аппликатор "Кузнецова" и с какого возраста, мы с мужем любим, а вот можно ли деткам?

Angelusha: Здравствуйте, сразу отвечу на вопрос, специалисты не рекомендуют использовать аппликатор Кузнецова для детей дошкольного возраста именно в прямом его назначении, как массажера. Так как, специальные пластиковые элементы с иглами, сильно воздействуют на определенные точки и органы внутренней системы. Организм ребенка формируется, активно развивается сердечно-сосудистая система,опорно-двигательный аппарат. Все процессы в детском организме происходят намного быстрее, чем у взрослых людей и поэтому реакция на использование данного аппликатора может быть неоднозначной. Есть хороший вариант использования некоторых блоков отдельно, например для профилактики плоскостопия, их можно пришить на коврик. Когда идет минимальное соприкосновение со стопой ребенка, в количестве двух, трех модулей. Подробнее об этом я расскажу чуть позже.

Angelusha: Стопа состоит из следующих основных компонентов: Кости и суставы Связки и сухожилия Мышцы Нервы Кровеносные сосуды. Кости стопы человека включают 26 костей и образуют три отдела: Предплюсна — семь костей проксимального отдела стопы, соединяющихся с костями плюсны. Таранная Пяточная Ладьевидная Латеральная клиновидная Промежуточная клиновидная Медиальная клиновидная Кубовидная Плюсна — пять коротких трубчатых костей стопы, расположенных между предплюсной и фалангами пальцев. Фаланги — 14 коротких трубчатых костей, составляющих сегменты пальцев стопы. Две фаланги образуют большой палец, остальные пальцы состоят из трёх фаланг. КОСТИ И СУСТАВЫ Костная основа стопы начинается с так называемой таранной кости, которая соединяясь с большеберцовой костью, формирует голеностопный сустав. Кроме таранной в составе стопы имеются и другие кости. Основную нагрузку испытывают плюсневые кости и пяточная. Плюсневых костей пять. Они соединяются в свою очередь с фалангами, которые образуют пальцы стопы. В области головки первой плюсневой кости иногда образуется нарост, который отвечает за такое состояние стопы, как hallux valgus, которое проявляется болями и образованием деформации большого пальца стопы. СВЯЗКИ И СУХОЖИЛИЯ Связки соединяют кости друг с другом. Они отвечают за целостность сустава. Сухожилия также напоминают по своей структуре связки, но они соединяют кости с мышцами. И связки и сухожилия формируются из коллагеновых волокон, которые как бы сплетены в виде веревки. Это обеспечивает им прочность и определенную эластичность. Самым важным сухожилием на стопе является Ахиллово сухожилие, которое является продолжением икроножной мышцы и прикрепляется к пяточной кости. Это сухожилие отвечает за сгибание стопы и позволяет нам подниматься на носки. Сухожилие задней большеберцовой мышцы поддерживает свод стопы и обеспечивает пронацию стопы – ее поворот кнутри. Множество мелких связок соединяют между собой кости стопы. Многие из них одновременно формируют капсулу сустава, которая представляет собой «мешочек», окружающий суставные части костей. Сустав заполнен, обычно, суставной жидкостью. МЫШЦЫ СТОПЫ Мышцы стопы не обеспечивают такой плавности и сложности движений, как, например, мышцы кисти. Мышцы тыла стопы. Короткий разгибатель пальцев— разгибает плюснефаланговые суставы II—IV пальцев и отводящих их кнаружи. Короткий разгибатель большого пальца — разгибает большой палец и тянет его кнаружи. Мышцы подошвы стопы. Отводящая мизинец — отводит и сгибает V палец. Короткий сгибатель пальцев— сгибает пальцы. Отводящая большой палец — сгибает и отводит большой палец, укрепляет медиальную часть свода стопы. Короткий сгибатель большого пальца — сгибает большой палец. Червеобразные — сгибают проксимальные фаланги пальцев и тянут их в сторону большого пальца. Короткий сгибатель мизинца — сгибает мизинец, отводит его в сторону и укрепляет продольный свод стопы. Мышцы между плюсневыми костями. Тыльные межкостные — сгибают проксимальные, незначительно разгибают средние и дистальные фаланги II—IV пальцев, отводят II палец в обе стороны, III и IV в сторону мизинца, укрепляют свод стопы. НЕРВЫ Основной нерв стопы – это большеберцовый нерв. Он появляется на стопе из под внутренней лодыжки. Он обеспечивает движение многих мышц стопы, а также отвечает за чувствительность. КРОВОСНАБЖЕНИЕ СТОПЫ Стопы получает кровь от двух артерий: передней и задней большеберцовой. Передняя большеберцовая артерия идет, как следует из названия, спереди стопы и образует на ее тыле дугу. Задняя большеберцовая артерия идет на подошве и там делится на две ветви. Венозный отток от стопы осуществляется через две поверхностные вены: большую и малую подкожные, и две глубокие, которые идут по ходу одноименных артерий.

Angelusha: Итак, основа стопы ребенка закладывается еще во внутриутробный период , поэтому важно убедиться, что кости у плода сформировались правильно. Мягкие ткани в кость начинает преобразовываться примерно на восьмой неделе внутриутробного развития. На 9 недели происходит появление голеностопных суставов. 11 неделя формирование фаланги первого пальца, 17 неделя второго пальца, 18 неделя формирование средней фаланги 3 и 4 пальцев, 21 неделя средняя фаланга пятого пальца, между 22 и 25 неделей начало формирования пяточной кости. У новорожденного длина стопы иногда достигает 7,5 см. Не секрет, что все детки рождаются с плоской стопой,потому что при низком костном своде имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3 летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается в возрасте 7-10 лет. Стопа ребенка начинает формироваться, когда он начинает вставать на ножки и давать нагрузку на на неё. Очень важно посетить врача-ортопеда до того, как ребенок начнет ходить. Врач должен осмотреть симметричность стоп, не укорочена ли одна из ножек, нет ли каких-либо деформаций стоп и ножек. Наиболее интенсивно развитие суставов и связок происходит в возрасте 2-3 лет в связи с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей 3-8 лет амплитуда движений во всех суставах увеличивается, одновременно ускоряется процесс коллагеноза суставных капсул и связок. Формирование суставных поверхностей, кап-сул и связок завершается, в основном, в подростковом возрасте (13-16 лет). У детей 6- 14 лет имеется незначительное преобладание средних величин отдельных признаков стопы у мальчиков по сравнению с девочками. Исключением является лишь высота и ширина стопы, ширина пятки, которые в 12 лет у девочек больше, чем у мальчиков. Существенной разницы между размерами левой и правой стоп нет. Увеличение длины стопы происходит неравномерно: с 6 до 12 лет у мальчиков стопа увеличивается на 5,3-5,4 см, а у девочек — на 5,6 см. Высота стопы у девочек значительно увеличивается с 11 до 12 лет, а у мальчиков с 7 до 8 лет. Ширина стопы и пятки дает очень небольшие ежегодные приросты.Результаты исследований показали, что средняя степень уплощения стоп у мальчиков во всех возрастных группах (6-14 лет) выше, чем у девочек, кроме возраста 11 лет, когда эта величина у девочек составляет 40,6±1,5% для правой стопы и 40,8±1,5% для левой стопы, а у мальчиков — 37,7±2,3% для правой сто-пы и 37,0+2,2% для левой стопы, соответственно. Наибольшее количество плоских стоп у мальчиков (47- 62% правых и левых, соответственно) по сравнению с девочками (44-48%) наблюдается в возрасте 6 лет. Развитие стопы в период от 6 до 14 лет протекает весьма интенсивно, но полностью еще не завершается. С возрастом у детей происходит постепенное уменьшение плоских и уплощенных стоп, что имеет физиологическое объяснение, так как известно, что процессы формирования стопы еще не завершены. В дошкольном и младшем школьном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. С другой стороны, в этот возрастной период организм отличается большой пластичностью, в связи с чем можно сравнительно легко приостановить или исправить деформацию путем укрепления мышц и связок стопы.

Angelusha: Далее будут представлены темы: нарушения сводов стопы, профилактика, массаж, варианты массажных ковриков, подбор обуви, забота о гигиене и закаливании стоп, травмы, материалы для домашней гимнастики, интересные игр для всей семьи и многое другое

Angelusha: Постараюсь в доступной форме изложить для родителей и педагогов самые распространенные нарушения сводов стопы у детей дошкольного возраста чтобы внести ясность в предупреждение и корректировку этих дефектов. ВАЛЬГУСНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ стопы у детей – дефект стопы, характеризующийся снижением высоты ее сводов. Такая кривизна ног называется Х-образной. При вальгусной деформации стопы у детей отмечается разворот пальцев и пятки наружу, опущение среднего отдела стопы, неуклюжесть походки, повышенная утомляемость и иногда боль в ногах. Вальгусная деформация стопы у ребенка может быть врожденной или приобретенной.Приобретенная вальгусная деформация стопы у детей связана с несовершенством сухожильно-связочного аппарата и отклонениями в развитии опорно-двигательной системы ребенка. Такие отклонения обычно выявляются к 10-12 месяцам, при попытках ребенка сделать первые самостоятельные шаги и не одевая в дальнейшим обувь.Вальгусная деформация стопы чаще формируется у ослабленных детей с мышечным тонусом, также может быть следствием ожирения и чрезмерных нагрузок на стопу из-за избыточной массы тела или в ослаблении связочно-мышечного и костного аппарата из-за рахита. Очень важно обратить внимание на первые признаки вальгусной деформации стопы у детей, которые заметны ближе к 1 году, вскоре после того, как ребенок сделал первые шаги. При этом обратить надо внимание, что при ходьбе малыш наступает не на всю стопу, а на ее внутренний край. С течением времени стопа приобретает Х-образную форму, походка становится неуклюжей. При осмотре обуви ребенка заметно ее неравномерное снашивание - обувь стаптывается по внутренней стороне подошвы. Для окончательного решения вопросов диагностики вальгусной деформации стопы у детей необходимо проконсультироваться у врача ортопеда. Вальгусная деформация стопы у детей может достигать тяжелых степеней, вызывая функциональные нарушения конечности. В случае невысокой степени деформации и своевременного лечения возможно полное восстановление функции стопы. ============================================================== Во избежание развития вальгусной деформации стопы у детей следует исключить нагрузку на нижние конечности ребенка до 7-8 месяцев. Необходимо придерживаться рационального режима, включающего закаливание, гимнастику для стоп, профилактический массаж стоп, полноценное питание, достаточный сон и прогулки. Важное значение имеет предупреждение рахита. В обязательном порядке следует регулярно посещать педиатра, а также профилактические осмотры, осуществляемые специалистами разного профиля (особенно детским хирургом и ортопедом). Необходимо уделять серьезное внимание правильному подбору обуви для ребенка (Об этом и профилактике будет более подробно рассказано в дальнейших темах).

Angelusha: Следующие нарушения, которые мне бы хотелось рассмотреть это ВАРУСНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ. ВАРУСНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ стоп у детей – заболевание, выраженное в искривлении сводов и оси стопы. При этом сами стопы «смотрят» внутрь, а нагрузка распределяется неравномерно, отдавая предпочтение внешней части стопы. Варусная установка стоп напоминает косолапость, но следует различать эти два заболевания, т.к. косолапость – врожденное заболевание, а варусные стопы, как правило, формируются в первые годы жизни при стечении неблагоприятных обстоятельств и отсутствии профилактики. Такими неблагоприятными обстоятельствами могу быть:ослабленный организм, перенесенные различные заболевания, травмы. Помимо этого, варусная установка стоп может быть спровоцирована использованием неудобной или неправильно подобранной обуви, которое приводит к неравномерному распределению нагрузки на стопы, вызывая деформацию. Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3х лет, особенно, когда этот навык формируется. Лечить варусную деформацию надо обязательно так как, в запущенных случаях нарушается походка, ребенок часто падает, быстро устает,страдает позвоночник и появляются различные его нарушения. ДЕТСКИЙ ОРГАНИЗМ ОЧЕНЬ ПЛАСТИЧЕН, ВСЕ В НЕМ РАСТЕТ И ИЗМЕНЯЕТСЯ, поэтому методы лечения, такие как массаж,ортопедическая обувь, и лечебная гимнастика наиболее эффективны.Для профилактики также необходимо с первых лет жизни, следить за обувью ребенка, его постановкой стоп, и укрепление всего организма.

Angelusha: Поговорим о самом распространенном нарушении у деток это плоскостопие. ПЛОСКОСТОПИЕ - это деформация стопы ребенка с уплощением ее свода. Обычно деформируется у деток продольный свод стопы, из-за этого подошва становится плоской и начинает всей своей поверхностью касаться пола. Последствия плоскостопия детей могут быть очень нехорошими для их здоровья и развития организма. Все виды плоскостопия можно разделить на врожденное и приобретенное. Но здесь тоже все очень просто. Врожденное плоскостопие, которое лечат уже с первых дней появления малыша на свет, встречается очень редко и является следствием порока развития тканей плода. Поэтому в основном плоскостопие всегда является ПРИОБРЕТЕННЫМ!!! Точно определить, имеется ли плоскостопие у ребенка, можно только когда ему исполниться лет пять.Почему так, ведь бороться с плоскостопием у детей желательно с самого малого возраста, чем раньше, тем лучше? Во-первых, до определенного возраста у деток костный аппарат стопы (как было упомянуто в более ранних темах)является не окрепшим, частично представляя собой хрящевую структуру, мышцы и связки стопы слабы, легко подвержены растяжению, поэтому определить плоскостопие у ребенка нельзя. Во-вторых, подошвы маленького ребенка кажутся плоскими, поскольку выемка свода заполнена мягкой жировой «подушечкой», и маскирует костную основу стопы. Факторами, влияющими на развитие плоскостопия, выступают: 1. наследственность (когда у кого-то в семье было или есть данное заболевание, необходимо быть особенно осторожными: малыша следует регулярно приводить на осмотр к врачу-ортопеду и принимать меры профилактики), 2. ношение «неправильной» обуви (совсем без каблука на плоской подошве, слишком широкой или узкой обуви), 3. чрезмерные нагрузки на стопы (при повышенном весе тела или частом поднятии тяжестей), 4. чрезмерная гибкость суставов, 5. паралич мышц голени и стопы (полиомиелит или ДЦП), 6. рахит, 7. травмы стоп. Порой, родители совершенно не осознают серьезности данного заболевания, поскольку поначалу со стороны оно совсем не заметно и, не оказывает, на первый взгляд, значительного негативного влияния на малыша. Казалось бы, это просто такая особенность, чем опасно плоскостопие? Однако подобное заблуждение способно вылиться в серьезные последствия плоскостопия детей и привести к печальному развитию событий. Наличие плоскостопия нарушает «рессорные» функции стопы, практически совсем пропадает амортизация, и вся «отдача» (встряска) при ходьбе приходится на голень и тазобедренные суставы, что способно привести к артрозам, искривлению позвоночника, головным болям. Именно поэтому плоскостопие у ребенка обязательно нужно предотвратить, и лечить непременно. Чтобы бороться с плоскостопием у детей, применяют щадящие методы терапии. Предпочтительными являются физиотерапевтическое лечение плоскостопия у детей, лечебная физкультура, особые массаж и гимнастика при плоскостопии у ребенка, ношение ортопедической обуви, бассейн. Про массаж будет отдельная тема чуть позже.

Angelusha: Прежде всего начнем с того, как определить плоскостопие у ребенка, это можно сделать следующим образом смажьте стопы малыша акварельными красками,кремом или обычным подсолнечным маслом и поставьте его аккуратно на лист белой бумаги, которая хорошо впитывает масло. Отвлеките на минуту полторы внимание малыша, чтобы он постоял на месте. Затем снимите ребенка с бумаги и внимательно посмотрите на полученные отпечатки стоп. Если следы отпечатались в форме «боба» – можете не переживать, это вполне нормально. У здоровых деток так быть и должно: своды стоп детей немного приподняты, при движении и ходьбе они несут рессорную функцию. В случае, если вся стопа отпечаталась целиком – вам есть о чем тревожиться, наблюдается предрасположенность ребенка к плоскостопию, уделите этому внимание пока не поздно. А если вашему ребеночку уже 6 лет вы часто слышите, что он устает при длительной ходьбе, жалуется на частые боли в ногах, значит, вам просто необходимо проконсультироваться с врачом-ортопедом. Если рассматривать соотношение самой узкой части следа и самой широкой, свод стопы считается в норме, когда оно - 1:4, уплощенным, при соотношении - 2:4, и плоским – при 3:4 Для того, чтобы заинтересовать малыша и чтобы этот процесс стал для вас веселым и запоминающимся, предлагаю сделать вот такие милые рисунки на память Предупреждением плоскостопия следует заниматься с первых дней жизни младенца, используя просто щекотание подошв ног: ребенок сгибает пальцы, включая в работу соответствующие мышцы, тем самым свод стоп углубляется. Важный момент - подбор первых ботиночек, которые должны быть мягкими с кожаной подошвой и резиновым каблучком высотой до 1 см, соответствовать размеру ног. Не следует использовать комнатные туфли, так как они из-за излишней мягкости могут явиться причиной плохой походки. До трехлетнего возраста ребенок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав, важен не высокий каблучок, а высокий задник у ботинка. Бытующее мнение о пользе хождения босиком не всегда верно интерпретируется. Во-первых, на ногах не должны быть надеты ни носочки, ни колготки; во-вторых, ходить босиком надо по траве, гальке, песку, гравию, А НЕ ДОМА ПО КОВРАМ ИЛИ ПАРКЕТУ!!!! Если ребенок до 2-3 лет ходит дома в шерстяных носочках или мягких тапочках, то у него обязательно разовьется неправильная постановка стоп, когда вся стопа смещена относительно голени и плоскостопие. В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.Основную роль в профилактике плоскостопия играют специально подобранные физические упражнения, способствующие увеличению силы мышц и натягиванию связок, поддерживающих сводчатую форму стопы.

Angelusha: Старайтесь всегда любые физические упражнения выполнять в игровой форме и вместе с детьми, тогда результат и желание это повторить не заставит себя ждать Несколько раз в день ходить по 10-15 мин на наружном крае стопы «Мишка косолапый». Катание ногами скалки (гимнастические палки). Сгибание ногами стоп (сидя на стуле, поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола 10-15 раз). Лежа на полу двигать стопами вправо и влево, поочередно тянуть пальцы вперед и на себя, сгибать и разгибать пальцы. Ходьба по ребристой дорожке или по массажному коврику. Также для профилактики плоскостопия рекомендуется игры, в которые могут поиграть родители с детьми. «Собери пуговицы» (пуговицы крупные) пальцами ног наперегонки собираем пуговицы и складываем в коробочку, затем посчитать кол-во пуговиц. Варианты: можно собирать платочки, карандаши, орехи и т.д. «Переложи кубики». Сидя на полу захватывать по одному кубику (кубики лежат слева) ногами и перекладывать на другую сторону, кто быстрее переложит. «Дойти - не урони» Стоя на наружном крае стопы захватить пальцами ног по грецкому ореху и шагать вперед по квартире, кто пройдет больше расстояние не выронив орехи. «Передай письмо» Сидя зажав стопами. Очень полезно ездить на велосипеде, лазить по шведской стенке и регулярные занятия лыжами и коньками 1. Растереть полотенцем мышцы ног. 2. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, в полуприседе, на четвереньках. 3. Стоя на внешней стороне ступни, подняться на носки (10 раз) (ноги слегка расставлены). 4. Ноги вместе, руки на поясе. Поднимать только пальцы вверх. Одновременно 10 раз. Поочередно 10 раз. 5. Перекаты с носков на пятки - 10 раз. 6. Ноги слегка расставить, носки свести вовнутрь, пятки наружу. Приподняться на носки, присесть, снова приподняться на носки, перекатиться на пятки - 10 раз. 7. Сидя, руки сзади в упоре, ноги вместе. Сгибание и разгибание стоп ( носки оттянуть вниз - на себя). Одновременно - 10 раз. Поочередно 10 раз. 8. Сидя, ноги слегка развести в стороны. Повороты ног во внутрь с оттягиванием носков (10 раз). 9. Сидя, ноги согнуты в коленях, стоят на полу. Сгибать и разги¬бать пальцы, не отрывая пяток от пола (10 раз). Собирать полотенце носками, не сдвигая пяток с места. 10. Лежа на спине. Поднимать прямые ноги до угла в 45° с предметом, зажатым стопами (мячик, мешочек с песком) (10 раз). 11. Лежа на спине. Зажав пальцами ног карандаш, движение как при езде на велосипеде (1 мин). 12. Сесть по-турецки. Руки вперед, встать (5 раз). 13. Постелить на пол маленькое махровое полотенце, пятки поставить на пол, прижать к полу, носки - на полотенце. 14. Растереть полотенцем мышцы ног.

Angelusha: Специально подобранные подвижные игры как наиболее предпочитаемый и естественный вид деятельности детей. Игры обеспечивают решение следующих задач: - укрепление мышц и связок стопы и голени, развитие силовой выносливости мышц нижних конечностей; - формирование навыка рациональной установки стоп, правильной походки; - формирование свода стопы. «ПЧЕЛКИ» Оборудование. Ободки с нарисованными пчелками, обручи большого и малого диаметра. Задачи. Закреплять умение бегать в разных направлениях; развивать быстроту, ловкость, равновесие; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма; воспитывать доброжелательность; развивать мышление, воображение, память. Описание. На одной стороне площадки разложены обручи большого диаметра («ульи»). Дети- «пчелки» стоят лицом друг к другу на краях больших обручей с опорой о пол пятками и пальцами, так чтобы край обруча был точно под серединой стопы. На площадке разложены обручи малого диаметра («цветы»). По сигналу «Пчелки гудят, в поле летят! » дети бегают по площадке на носках между обручами; по сигналу «Пчелки роятся, на цветы садятся! » встают на край близлежащего обруча малого диаметра, так, чтобы он был точно под серединой стопы, опираясь о пол пятками и пальцами, и приседают («собирают мед»). По сигналу «Пчелки с поля летят, медок несут! » возвращаются в свои ульи. Правила. Действовать по сигналу; бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга, не задевая обручи; занимать любой свободный «цветок»; стоять на обруче в заданной позе. Возможные варианты. 1. Победителями игры считаются дети- «пчелки», которые быстрее других вернулись в свой «улей» и приняли заданную позу. 2. Загадывать детям загадки: «На цветы она садится, не устав с утра трудиться, людям воск и мед дала хлопотливая… пчела». «С утра жужжу, цветы бужу, кружу жужжу и мед вожу». (Пчела.) 3. Хором проговаривают: «Красным, синим, желтым цветом на лугах цветы цветут– много меда этим летом пчелки в ульи принесут. Пчелки не ленивые - они трудолюбивые». «ЗАЙЦЫ И ВОЛК» Оборудование. Ободки с нарисованными зайчиками, обручи «домики», дорожка здоровья. Задачи. Знакомить детей с русскими народными подвижными играми; укреплять мышцы и связки стопы и голени; совершенствовать функциональные возможности организма; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве. Описание. Дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге. Взрослый произносит: Зайки скачут скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, слушают, Не идет ли волк. В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг, где дети ходят по «дорожке здоровья». «СТАЛИ ЗАЙЧИКИ ИГРАТЬ» Оборудование. Ободки с нарисованными зайчиками, большой плюшевый медведь, дорожка здоровья (массажные валики, гимнастические палки) . Задачи. Закреплять умение прыгать на носках легко, бесшумно; укреплять мышцы и связки стопы и голени; формировать своды стопы; совершенствовать функциональные возможности организма. Описание. В центре площадки- игрушечный медведь, дети («зайчики») стоят вокруг. По сигналу «Стали зайчики играть, стали прыгать и скакать. Прыгать весело, и дружно, и еще бесшумно нужно: если топать и шуметь, то проснется злой медведь» они прыгают на носках, по сигналу «Бурый мишка зарычал и зайчишек напугал» приседают и закрывают голову руками (прячутся в кустах) . Правила. Действовать по сигналу; прыгать и бегать на носках легко, бесшумно. Возможные варианты. Выбрать водящего- «медведя»; после второго сигнала медведь рычит и догоняет зайцев, а они разбегаются в разных направлениях; пойманные игроки отходят в обусловленное место и выполняют упражнение на укрепление мышц стопы. Предложенные варианты подвижных игр, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, оказывают положительное воздействие на состояние их здоровья, физическое и психическое развитие, вызывают у детей интерес и желание участвовать в физкультурно-оздоровительной деятельности, обогащают положительными эмоциями.

Татьяна: Ангелуша, подскажите, с какого возраста можно уже начинать профилактику плоскостопия? Нам 2,5 годика. Спасибо за полезную информацию!!! Хорошая рубрика!

Вера: Подскажите пожалуйста, какие ещё меры профилактики плоскостопия вы порекомендуете? Какие требования к детской обуви?

Angelusha: Здравствуйте. Все дети рождаются с плоскими стопами, их развитие начинается с началом прямо хождения и лишь к 5-9 годам стопы приобретают вид, похожий на взрослый. Поэтому постановка диагноза «плоскостопие» неправомерна до 5-7-летнего возраста. В своем развитии стопа ребенка проходит несколько этапов. В период, пока малыш не ходит и неуверенно стоит на ногах, у него, как правило, отмечается варусная установка стоп, с началом ходьбы ребенок пытается ловить равновесие, что часто приводит к смещению коленей внутрь, и к 2-3 годам может сформироваться вальгусная установка стоп. Нюанс, о котором не знают многие родители, в том, что вальгусная установка стоп — норма до 5-летнего возраста. С ростом и развитием мышечно-связочного корсета, положение стопы начинает выравниваться и к школьному возрасту почти у всех детей отмечается правильная установка стоп. Именно по этой причине нет никакого смысла лечить вальгус у детей младшего возраста. Помимо необычной установки стоп, родителей часто беспокоит и «плоскостопие» у своих малышей. Но, как мы уже говорили, все детки рождаются с плоскими стопами, т.к. продольный свод до определенного возраста закрыт естественной жировой подушкой, и лишь к 5-7 годам она полностью исчезает, обнажая так желаемый ортопедами изгиб. Биологически человек рассчитан на хождение босиком по неровным поверхностям: земле, камням, песку. При ходьбе босиком природный грунт заполняет анатомические углубления стоп. Благодаря этому поддерживается рецепторная и рессорная функции стопы, а также возникает стабильность и устойчивость при опоре на ноги. Пронация (вращательное движение стопы внутрь) и супинация (вращательное движение кнаружи)— это два противоположных по направлению естественных движения стопы. Пронация необходима для смягчения удара при постановке стопы на землю, а также приспособления к рельефу, на который стопа опирается. Полное выключение пронации жёсткими фиксаторами стопы (супинаторами) не физиологично и влечет за собой определенный набор ортопедических заболеваний. Но иногда случается т.н. гиперпронация стопы, а за ней и плоскостопие, что влечет за собой боли, неустойчивость при ходьбе и другие проблемы. Наши предки естественным образом укрепляли мышцы ног, путешествуя босиком. В современном мире детей с младенчества заковывают в обувь, что не позволяет стопе правильно и естественно развиваться. Попробуйте накачать бицепс, надев на руку каркас, мешающий движениям. То же самое происходит и со стопой. Лишь благодаря естественным активным движениям босой ноги, захватывающим движениям пальцев, происходит развитие и укрепление мышц. Многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш, обутый в красивые ботиночки на первый шаг, не может в них ходить, с трудом переставляет ноги, не может согнуть стопу в мыске для того, чтобы встать на носочки, или совершает неестественные движения ногой. Многим детям в них трудно бегать, прыгать. Все это показатель того, что и мышцы не смогут правильно работать и развиваться. Таким образом, для естественного укрепления мышц ног, необходимы босоногость и умеренная физическая нагрузка. Обеспечьте вашему ребенку возможность лазать по лестницам, взбираться по канату, быстро бегать, прыгать, ходить босиком на улице и дома — и мышцы ног начнут выполнять заложенные природой функции. Многие родители задаются вопросом: "Нужна ли дома обувь"? Исходя из сказанного выше, ответ однозначный — не нужна! Обувь призвана защищать ногу от грязи, холода и увечий, но никак не обеспечивать «профилактику плоскостопия». Скорее, наоборот, частое ношение обуви провоцирует развитие плоскостопия, о чем говорят многочисленные медицинские исследования. Более того, в возрасте, пока ребенок только учится ходить, пытается ловить равновесие и исследует свои физические возможности, ничего не должно сковывать его движений. Оптимально — босиком, а если нет возможности, то до 2 лет выбирайте очень мягкую обувь, с легко гнущейся кожаной подошвой, без каблука, без супинатора, без твердого задника. Это поможет приблизить ребенка к хождению босиком. Главным критерием выбора детской обуви должно быть удобство! Также к факторам, провоцирующим плоскостопие, относится лишний вес и ношение обуви на высоких каблуках. К сожалению, большинство родителей не знают о том, что гибкость подошвы намного важнее наличия т.н. ортопедических свойств, к которым относят супинатор и твердый задник. Как мы уже отмечали, до 2 лет идеальна очень мягкая обувь, приближающая ребенка к хождению босиком. С увеличением активности малыша поддержка голеностопа тоже приобретает важное значение в целях избежание травм при беге и прыжках. Мягкий задник может быть более удобен для ребенка и в большинстве случаев не вредит развитию стопы, но если ваш малыш склонен к подворачиванию ног, обратите внимание на более жесткую фиксацию голеностопа. После 2 лет следует придерживаться следующих критериев при покупке повседневной детской обуви: очень гибкая не скользящая подошва, легкий вес, широкая носовая часть, наличие задника, хорошо фиксирующего голеностоп, удобные застежки, натуральные материалы верха обуви. Более подробно темы про обувь, ее виды и правильный выбор будут выложены чуть позже.

Angelusha: В продолжении темы, хотелось рассказать о свойствах массажных ковриков, через массаж. Ведь сегодня уже не секрет, что массаж оказывает укрепляющее и оздоровительное действие на наш организм. А при плоскостопии и нарушениях осанки массаж – вещь просто незаменимая! Именно поэтому врачи рекомендуют так рекомендуют использовать коврик массажный для профилактики и лечения плоскостопия. Так почему же он такой чудодейственный? Давайте разберемся. Как известно, в наших стопах находится много биологически активных точек, на которые воздействует массаж. Благодаря такому массажу оказывается воздействие на эти точки, что положительно сказывается не только на стопах, но и на всех внутренних органах, что хорошо показано на рисунке ниже. Массажные коврики применяют для лечения, профилактики плоскостопия, нарушений осанки, хорошо укрепляют мышцы, приводят в норму кровообращение, лимфоток, расслабляют и приносят удовольствие при применении. Детский массажный коврик должен характеризоваться регулярным использованием – это необходимо для правильного формирования и укрепления сводов, стимуляции кровообращения, профилактики плоскостопия, укрепления иммунитета. Детский массажный коврик может иметь как мягкую, так и жесткую рельефную структуру.выбирая коврик массажный для профилактики и лечения плоскостопия, необходимо отдавать предпочтение изделиям нестандартного вида: изделиям, содержащим несколько массажных блоков – с разными видами массажных поверхностей, выпуклостями, ворсинками и т.д. Чтобы добиться наилучших результатов, помните про регулярность. Рекомендуется начинать с 3 – 5 минут, понемногу увеличивая продолжительность. Выполняйте любые движения: ходите на месте, прыгайте, покачивайтесь. Детям еще интересней ими пользоваться– занятия можно проводить в форме игры.

Angelusha: Думаю, многим родителям и воспитателям будет полезно узнать, какие коврики, вы сможете сделать своими руками или даже целые дорожки нестандартного формата, по которым ваши дети будет бегать с одной комнаты в другую, при этом оказывая профилактику нарушений осанки и плоскостопия. Массажные дорожки имеют множество лечебных свойств, которые достигаются при ежедневных даже 5–10-минутных занятиях. Существует множество вариантов изготовления нестандартного массажного коврика своими руками (а из нескольких разных ковриков можно скомбинировать, выстроить целые массажные дорожки): из крышечек от пластмассовых бутылок, сшитых леской или наклеенных на плотный материал донышками вверх (из цветных крышек вы можете выдумать любое интересное или нестандартное оформление); из гладкой гальки, наклеенной на плотную поверхность; из пуговиц разных форм и размеров, нашитых на ткань; из разных видов ткани (фланель, джинс, шерсть, бархат, флис, атлас) делаются целые аппликации нестандартного вида; из различных видов круп (гречка, рис, фасоль, горох, нут), расфасованных в очень плотные мешочки; из цветных карандашей или фломастеров, приклеенных или нашитых на ткань; В заключение, хотелось бы заметить, что массажные коврики, конечно же, не заменят полноценный профессиональный массаж, однако станут прекрасной альтернативой, ведь ими можно пользоваться ежедневно, увеличивая эффективность лечения.

Angelusha: Данная подборка разнообразных ковриков велась мной целый год и мне бы очень хотелось, чтобы коллеги или родители тоже поделились фотографиями своих массажных ковриков Так же в роли массажора для ножек могут использоваться разные фактуры природных материалов

Татьяна: У нас в десятке вот такие: А еще у нас есть коврик, сделанный руками самого физкультурного руководителя! Сфотографирую, покажу

Татьяна: А вот и суперковрик от физкультурного руководителя: Вы мне, Ангелина Андреевна, напомнили, что надо бы коврики обновить. Потому как уже потихоньку выходят из строя. Воспользуюсь вашими идеями, если Вы не против)

Angelusha: Спасибо большое, какие вы молодцы Татьяна Витальевна, надеюсь в каждой группе есть подобные коврики и возможно еще кто нибудь похвастается)



полная версия страницы